alt alt   alt

 
Вход/Регистрация
00:00
Now playing
Выберите радиостанцию
Кино

Лучшие саундтреки

Каждый фильм – это усилия сотен мастеров своего дела: ракурс режиссера, камера оператора, идеи сценариста, ножницы монтажера, стиль художника по костюмам, макияж стилиста и многое-многое другое. Кто-то из кинозрителей (больных на голову вроде меня) старается подмечать малейшие детали, скрупулезно изучая каждый кадр (ведь, согласитесь, бывают такие кадры, которые хоть сейчас распечатывай и вешай в рамке на стену), кого-то интересует только конечный продукт – идеальная картинка на экране кинотеатра или в своем плазменном телевизоре. Данная статья постарается восполнить звуковое упущение и порекомендует с десяток фильмов, где одна из главных составляющих, звуковая дорожка, имеет не менее значимую роль, чем собственно, визуальная. Два важных уточнения: во-первых, берутся в расчет саундтреки с, так скажем, песенно-смысловой нагрузкой (т.е., гениев инструментального сопровождения, как Ганс Циммер, Александр Депла, Клинт Мэнселл и Ян Тирсен благодарим и вычеркиваем), во-вторых, так как тема почти необъятная (сколько хороших фильмов, столько же не менее замечательных саундтреков), ограничимся последними двумя декадами – поэтому и только поэтому “Криминального чтива” здесь не будет (но вот Квентин Тарантино – точно). Поехали!

 

Ромео+Джулиетта / Romeo+Juliet (1996)

alt

Сюжет: Он (Леонардо ди Каприо) – Монтекки, она (Клер Дэйнс) – Капулетти, кровная клановая вражда, любовь до гроба (в буквальном смысле), Верона, Шекспир – что еще добавить к самой известной истории любви, я решительно не понимаю. Видимо, такими же мыслями руководствовался и австралийский режиссер Баз Лурманн, решившийся поэкспериментировать и добавить к действу событий современных реалий: прокачанные машины, пистолеты и прочая мишура если и удивляют, то только в первые 15 минут.

Музыка: Музыкальный ряд фильму под стать – эклектичный, но дико симпатичный, идеальный срез музыки 90-х: тут и громкие Garbage со своим “#1 Crash”, и чувственная Des’ree с фортепианным медляком “Kissin’ You”, и умники и умницы The Cardigans с идеальной поп-песней “Lovefool”, и прочие герои своего времени. К Лурманну, впрочем, мы еще вернемся. 

Ключевая песня: Режиссер одним из первых понял величие группы Radiohead (к тому времени выпустивших только две пластинки – альбом одного хита “Pablo Honey” и безупречный “The Bends”, оправдывающий существование жанра брит-поп) и склонил их к сотрудничеству. На выходе получились две бомбы моментального действия: “Talk Show Host”, конечно, настоящий раритет, не попавший в итоге ни в один из номерных альбомов группы и очень редко исполняемый живьем, но самое главное украшение фильма ожидает зрителя в титрах: “Exit Music (for a Film)” – недостижимая вершина лучшего гитарного альбома конца века “OK Computer”. 

 

На игле / Trainspotting (1996)

alt

Сюжет: В том же году вышла экранизация культового романа Ирвина Уэлша, название которого, в принципе, очень доходчиво объясняет всю сюжетную завязку – молодой и буйный Рэнтон (Юэн Макгрегор) пытается покончить со всеми пороками молодости, но искушение и сумрачное шотландское окружение перманентно берут верх. После выхода фильма на экраны режиссер Дэнни Бойл на какое-то время стал более популярен на Британских островах, чем Дэвид Бекхем, записной спаситель отечества на любом футбольном форуме на стыке веков.    

Музыка: Вся элита британской рок-сцены, начиная от матерых Дэвида Боуи и New Order с примкнувшим к ним американцем Iggy Pop и заканчивая молодыми (тогда еще), но уже успешными Primal Scream и Pulp.  

Ключевая песня: Та самая сцена с погружением в дурман, более подробное описание которой может быть расценено как ненавязчивая реклама употребления запрещенных препаратов, но песня Лу Рида Perfect Day” прекрасна, как звуковое дополнение всего происходящего на экране, так и сама по себе. 

 

Почти знаменит / Almost Famous (2000)

alt

Сюжет: Юный Уильям (Патрик Фьюджит) обожает слушать музыку рок и писать об этом в профильные журналы. В один прекрасный день ему поступает задание от журнала “Rolling Stone» поехать в турне со Stillwater и написать о них – идеальное задание для мальчишки, если только дорожные приключения, суровые рокеры и их юные фанатки не разворотят его еще не совсем крепкую психику. Рок-энциклопедия от режиссера Кэмерона Кроу.        

Музыка: Не менее энциклопедическое пособие по волнам рок-музыки 70-х – тут вам и Led Zeppelin, и The Who с David Bowie (очень похожий на него персонаж мимолетно появляется в кадре), и даже Элтон Джон, еще не переставший писать замечательные песни, ну и прочие монстры рока. 

Ключевая песня: А все началось для Уильяма с отъездом старшей сестры (Зуи Дешанель) из отчего дома под песню “AmericaSimon And Garfunkel, довольно популярно объясняющую причину, по которой люди оставляют насиженное место и странствуют по миру в поисках более интересной для себя участи.   

 

Ванильное небо / Vanilla Sky (2001)

alt

Сюжет: Жизнь Дэвида Эймса (Том Круз) – на зависть многим: респектабельная работа, шикарная квартира, красивая, хоть и немного взбаломошная подружка (Кэмерон Диас). Все меняется в одночасье с автокатострофой, из которой он выходит с изуродованным лицом и находит временное спасение в эстетической маске, сеансах психотерапии и новой девушке (Пенелопа Круз), которая, похоже,  умеет лечить душевные раны одним взглядом. Очередной маленький шедевр от режиссера Кэмерона Кроу.    

Музыка: Идеальные песни для идеальных кадров: вот герой Тома Круза собирается на работу и едет по пустынным улицам города под гипнотическую “Everything in Its Right Place” от Radiohead, гуляет по городу с девушкой под ненавязчивую “Wild Honey” от U2, предается любви под труднопереводимую, но безумно красивую песню исландцев Sigur Ros, расстается под “Last Goodbye” от Джеффа Бакли и – спойлер! – становится одержим идеей суицида под “Good Vibrations” от The Beach Boys, – и это только верхушка музыкального айсберга.  

Ключевая песня: При всем богатстве выбора сцена с преследованием девушки и потерей сознания прямо посередине улицы под вступление “Sweetness FollowsR.E.M. стоит особняком. Открой глаза. 

 

Трудности перевода / Lost in Translation (2003)

alt

Сюжет: Артист Боб Харрис (Билл Мюррей), вышедший в тираж у себя дома, старается монетизировать остатки былой славы на сьемках рекламы местного виски в Японии (фраза “For relaxing times make it Santori time” уже стала крылатой), где он все еще пользуется какой-то популярностью. Там же он встречает Шарлотту (Скарлетт Йохансон), скучающую молодую супругу американского фотографа. Второй и сразу же безупречный фильм дочери Френсиса Форда Копполы (“Крестный отец”, “Апокалипсис сегодня”) Софии, где нет ничего лишнего, если принято верить, что природа отдыхает на детях, то это точно не тот случай. И вообще, про этот фильм я уже давно и не раз наговорил всяких глупостей – возьмите и посмотрите его уже, что ли?   

Музыка: Идеален фильм во многом благодаря воздушной музыке извечных коллабораторов Копполы – французского дуэта из группы Air. Песни, как и сам фильм, немногословны, но наполнены эмоциями в каждой звучащей здесь ноте. 

Ключевая песня: Особняком тем не менее стоит песня устойчиво-культовой шотландской группы The Jesus And Mary Chain “Just Like Honey” перед уходом на титры с прощальным объятием и шепотом который, увы и ах, так и не разобрать – лучше песни для завершения лучшего фильма нулевых не придумать. 

 

Убить Билла-1 и 2 / Kill Bill, Vol. 1 &2 (2003 & 2004)

alt

Сюжет: Очнувшись от многолетней комы, Невеста (Ума Турман) готова впасть в новую: ребенка у нее украли, мужа убили, саму нещадно покалечили – и все руками родной ей шайки-лейки элитных убийц. Что будет дальше, объяснять необязательно. 

Музыка: Если Квентину все чаще начинает изменять вкус (что это было в концовках “Бесславных ублюдков” и “Джанго освобожденного”?), то слух – никогда: тут вам и каноническая Нина Симон, и аргентинский композитор итальянских корней Луис Бакалов, и японский самурай Томоясу Хотеи, и много кто еще. Приглашая сотрудничать над звуком таких мастодонтов, как RZA (Wu-Tang Clan) и Эннио Морриконе, большую часть саундтреков режиссер составляет, просто выуживая пластинки из своей бездонной коллекции, временами даже слышно, как иголка проигрывателя с характерным шипением опускается на очередной винил.   

Ключевая песня: Чем еще хорош Квентин, так это способностью вдохнуть новую жизнь в давно знакомые, но порядком позабытые хорошие песни как, например, “Goodnight Moon” от Shivaree.  

 

Рок-н-рольщик / Rock’n’rolla (2008)

alt

Сюжет: Мелкие дельцы и крупные бизнесмены не совсем чистоплотной деятельности – все заряжены быть в игре многомиллионных ставок на лондонском рынке недвижимости. Звездный час Джерарда Батлера и выход на авансцену Тома Харди, не говоря уже о возвращении к отменной форме режиссера Гая Ричи (“Карты, деньги, два ствола”, “Большой куш”).  

Музыка: Вся классика мирового рока в одном термоядерном флаконе – от The Clash и Kim Fowley до The Sonics и Black Strobe (в какой-то момент играет даже великая русская группа Сектор Газа).  

Ключевая песня: “The Gun” Луи Рида – гипнотизирующая сцена в захламленной комнате милого обормота Джонни с пистолетом наперевес.  

 

Рок-волна / The Boat That Rocked (2009)

alt

Сюжет: В это довольно сложно поверить, но в самый разгар рок-движения в 60-х на ее же вотчине, в Великобритании, такую музыку можно было услышать на общественном радио лишь считаные часы в неделю. Исправить это вопиющее недоразумение всячески пытались радиостанции, дрейфовавшие где-то в Северном море, подальше от рьяных “стражей морального порядка” Ее Величества. Очередной успех многостаночника Ричарда Кертиса (сценариста таких фильмов как “Четыре свадьбы и одни похороны”, “Ноттинг Хилл” и “Реальная любовь”). 

Музыка: Знакомые все лица – The Beach Boys и Рэй Дэвис, Джефф Бек и The Who, Дэвид Боуи и The Kinks – в общем, легче перечислить тех, кто тут не поет. Любого уважающего себя меломана в конце фильма ждет занимательная мини-викторина: постараться узнать как можно больше обложек мелькающих в кадре великих альбомов в истории рок-музыки.   

Ключевая песня: Образцово-показательное использование “So Long, Marianne” великого канадского барда Леонарда Коэна в момент, когда главный герой Карл (Том Старридж) получает первую сердечную пробоину от, собственно, девушки по имени Мэриэнн (Талула Райли). Песня, ненавязчивая поддержка друзей по кораблю, традиционное британское чаепитие с печеньками – милее сцены о любовном разочаровании еще не снимали.

 
 

(500) дней лета / (500) Days of Summer (2009)

alt

Сюжет: Простой парень Том (Джозеф Гордон-Левитт) встречает непростую девушку Саммер (Зуи Дешанель) и сразу же понимает, что она та единственная. Дальше все следует вопреки канонам романтической комедии: нелинейное повествование рассказывает сразу как про радости (совместные прогулки по магазину IKEA, одна на двоих любовь к группе The Smiths), так и про тяготы отношений (он верит в любовь, она – нет), но в конце напоминает, что за летом всегда приходит осень – просто иногда это означает не только смену сезонов.  

Музыка: Все герои так называемой инди-рок сцены последних лет: милые подельники Doves, радостные австралийцы The Temper Trap, непосредственная Лесли Файст, суровые Wolfmother, ну и в самые нужные и ответственные моменты -  куда же без них – The Smiths.  

Ключевая песня: “Hero” нашей бывшей соотечественницы Регины Спектор помогает тонко стереть границы между ожиданиями и реальностью главного героя.  

 

Великий Гэтсби / The Great Gatsby (2013)

alt

Сюжет: Пятая масштабная и, скорее всего, последняя экранизация великого романа Скотта Фитцджеральда о молодом и успешном миллионере (Леонардо ди Каприо), который ежевечерне устраивает пир на весь мир в своем нью-йоркском поместье и тайно разглядывает свет маячка на противоположном берегу, где живет бесконечно ему любимая, но чужая женщина (Кэри Маллиган). Все, кто читал роман или смотрел предыдущие экранизации, в курсе: Ромео (то есть Гэтсби, то есть, Лео) снова должен умереть. 

Музыка: Как уже отмечалось ранее, Лурманн не понаслышке знаком с музыкальным оформлением, но большие бюджеты требуют больших понтов и поэтому в компанию к своему штатному композитору Крейгу Армстронгу режиссер пригласил продюсера Джей Зи. Все вместе они проворачивают очень интересный ход, сопоставив музыку “ревущих двадцатых” с музыкой актуальной: большая часть джазовых композиций перелицованы хип-хоповыми битами, артисты калибра Готье, Florence + the Machine, The xx, Сиа расщедрились на оригинальные композиции, Бейонсе и Андре 3000 (лучшая половина группы OutKast) перепевают “Back to BlackЭми Уайнхаус, Джек Уайт рвет жилы и гитарные струны на “Love is Blindness” группы U2 – одним словом, создается идеальное созвучие с происходящим в кадре: изобилие – не порок, а вполне уловимая красота.

Ключевая песня: “Young and BeautifulЛаны дель Рэй – самое точное в этом смысле попадание: немного слов, много чувств.  


 
Бонус: Лучшее использование отдельно взятых песен в кинофильмах (подсказка – немедленно качать, если еще не):
 
СпЛин Линия жизни (OST “Брат-2”, 2000)
The ShinsNew Slang (OST “Garden State” / “Страна садов”, 2003)
Мумий ТролльТакие девчонки (OST “Похитители книг”, 2003) 
BeckEverybody’s Gotta Learn Sometime (OST “Eternal Sunshine of the Spotless Mind” / “Вечное сияние чистого разума”, 2004)
Stereophonics Maybe Tomorrow (OST “Wicker Park” / “Одержимость”, 2004)
Damien Rice Blower’s Daughter (OST “Closer” / “Близость”, 2004)
Kathleen ‘Bird’ YorkIn the Deep (OST “Crash” / “Столкновение”, 2004)
Glen Hansard & Marketa IrglovaWhen Your Mind’s Made up (OST “Once” / “Однажды”, 2006)
Thom YorkeHearing Damage (OST “Twilight Saga: New Moon” / “Сумерки. Сага. Новолуние”, 2009)
The National About Today (OST “Warrior” / “Воин”, 2011)
 
Получайте на telegram лучшие новости MYDAY Вечером
Будьте в курсе всех событий города с Ботом MyDroid
Дата публикации: 21-06-2015

Комментарии 2

RuKa 22 июня #
Вот он долгожданный и очень полезный обзор! Саундтреки - это вообще тема для отдельного культурологического исследования. Сардор, но почему нет упоминания Твин Пикс и Анжело Бадаламенти?
Sardor 22 июня #
Ограничения коснулись и сериалов, иначе я бы с ума сошел все перебирать и ранжировать :о)
Авторизуйтесь чтобы добавлять комментарии