alt alt   alt

Вход/Регистрация
00:00
Now playing
Выберите радиостанцию
Вечеринки

Хроника Прожитых Дискотек: Часть Вторая

alt

Первые Диск-Жокеи.

alt
1935
Радиорепортер Уолтер Уинчелл называет радио ведущего Мартина Блока,
ставящего композиции в прямом радиоэфире «диск-жокеем»

 

alt
1943
Джимми Сэвилл – первый диджей. В 1943 году организовал
первую танцевальную вечеринку, проигрывая джаз на виниловых пластинках

 

alt
1946
В кинотеатре «Искра» первый оркестр и первые танцы

 

alt

СЕРГЕЙ КОВАЛЕНКО, ФИЗИК-ЭКСПЕРИМЕНТАТОР:
Один из основателей дискотечного движения СССР, один из создателей и руководитель первой дискотеки «Ильхом» в Ташкенте, один из руководителей диско-клуба «Граммофон». Президент Ташкентского городского совета дискотек. Участник первых диско-фестивалей в СССР и Узбекистане. Активный участник развития дискотечной культуры в СССР. В дискотечном движении Узбекистана с 1976 по

1991 год. Выпускник Ташкентского Политехнического Института, был ведущим инженером-конструктором Института Ионно – Плазменных и Лазерных Технологий, работал над проектом «Буран». Родился 7 января 1949 года в Ташкенте.

 

«Как и физикой, увлекаться музыкой я начал со школьной скамьи. Где-то в 1965 году у моего брата появилась дома импортная аппаратура, и мы стали слушать и обсуждать музыку. Тогда у меня и появилась идея создания лаборатории музыки. В Ташкенте в начале семидесятых годов традиционные танцплощадки стали терять популярность, но появились клубы по интересам: авторской песни, театральные студии, вокальноинструментальные ансамбли и рок-группы. Группа "Киборги", например, моего одноклассника Владимира Барамыкова. А группой "Синхрон" руководил еще один мой однокашник – Гена Садовников.

В 1971 году я закончил институт и начал работу физикаэкспериментатора в НИИ электроники и кибернетики. Я решил создать в институте клуб любителей музыки. «Физиков-лириков» нашлось немало. Мы собирались после работы, слушали и обсуждали новую музыку. Создали хор. Однажды нас пригласили выступить в Ташкентскую консерваторию.

Там у нас появилось немало новых друзей среди студентов и педагогов которые, конечно же, были страстными аудиофилами. Мы объединились и стали собираться в пустых аудиториях консерватории и устраивать «музыкальные вечера». Однажды в больнице, где лечилась моя мама, я познакомился с Александром Поповым – сыном соседки по палате. Это был энергичный харизматичный молодой человек, глубоко знающий современную музыку, коллекционер редких грампластинок, «дискоман», как их тогда называли. Саша был музыкальным лидером у молодежи.

alt

Знакомство с Александром, его кругом общения, прослушивание разных направлений музыки, окончательно сформировали идею создания дискотеки. Особенно после моей поездки в Польшу, где я побывал в молодежных клубах и на дискотеках. В конце 1975 года состоялась та историческая встреча на крыше гостиницы «Узбекистан», где Александр в то время работал.

Я рассказал ему о своих планах, о своем проекте. Саша сказал: "Давай рискнем". Я предложил идти в Ташкентский горком комсомола, и нам повезло. Там нашлись люди, которых заинтересовала наша идея. Маргарита Фузулова, Татьяна Булгакова, Шухрат Нусратов и другие.


В Горкоме как раз задумались о создании Клуба творческой молодежи, и в нем начали собираться представители творческих клубов по интересам. Получив поддержку комсомола, мы с энтузиазмом стали работать над первыми программами творческих встреч и вечерами отдыха. В то время было довольно осторожное отношение к новой молодежной активности. Тем более, к зарубежным веяниям типа "Дискотеки" – так мы решили назвать клуб.

Пришлось потратить немало сил, чтобы объяснить, почему мы применили этот термин. Новое творческое объединение требовало нового названия, так как в основе его деятельности осталось прослушивание дисков. Вторая причина: слово «диск» – это корень слова «дискуссия». Это было одним из существенных отличий узбекистанских дискотек. Помимо прослушиваний и танцев, мы обсуждали, спорили и изучали музыку».

alt
1947
Поль Пасин открывает в Париже первый ночной клуб Whiskey A-Go-Go

 

alt
1953
Regine (Реджин Зильберберг) – первая промоутер клуба в парижском
Whiskey A-Go-Go установила два виниловых
проигрываетеля для музыки нон-стоп
и оборудовала танцпол цветовой иллюминацией. 

 

alt
1963
На Сквере открывается кафе «Дружба» с ансамблем для танцев

 

alt

АЛЕКСАНДР ПОПОВ, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ЖУРНАЛА DESTINATIONS (РОССИЯ):
Один из основателей дискотечного движения СССР, один из создателей первых дискотек «Ильхом» и «Оникс» в Ташкенте. Участник и дипломант первого в СССР диско-фестиваля в Риге (1976 г.). Один из первых музыкальных журналистов в Узбекистане и коллекционеров западной рок- и танцевальной музыки в Узбекистане. В дискотечном движении Узбекистана с 1976 по 1989 год. Выпускник Ташкентского Политехнического Института и Ташкентского Театрально – Художественного Института. Родился 18 мая 1952 года в Баку. 

 

Александр Попов: «Программу «Древнерусское искусство» называю узловой, потому что именно с нее начинается история нашего дискоклуба и всего диско-движения в Узбекистане. Фонограмму, смонтированную из произведений русских композиторов-классиков, сопровождал видеоряд, составленный из слайдов икон и картин на древнерусскую тематику и закадровой «читкой», хотя сейчас понимаю, что это было больше похоже на краткую лекцию по древнерусскому искусству. Составлять фонограмму помогала  приятельница Сергея из консерватории. Атмосфера на открытии клуба была шикарной. В «Комсомольце Узбекистана» даже вышла хвалебная статья «Музыка, слайды и чашечка кофе».
 

Александр Попов: «Идея создать в Ташкенте дискотеку (диско-клуб, чтобы советизировать западное название) появилась в 1975 г. У истоков стояли мы с Сергеем Коваленко. Позже, когда к нам присоединились другие люди, мы стали дискогруппой.  Изначально мы не ставили задачей танцы под пластинки, а ориентировались на прослушивание серьезной рок-музыки и не только. Все это пытались сопровождать дополнительными аудиовизуальными средствами – цветомузыкой, слайдтрансляцией, стихами и танцевальными номерами. С Сергеем мы познакомились благодаря нашим мамам, которые лежали вместе в больнице. Потом Сергей писал у меня музыку на свой катушечный «ЮПИТЕР». Это был первый стерео-магнитофон, на котором я нажимал кнопочки, и он мне казался пультом управления космического корабля.

alt


 

К тому времени Сергей прослышал, что в горкоме комсомола собираются открыть Клуб творческой молодежи, и направился «пробивать» идею туда, а я занялся художественной частью.Насколько я помню, первая попытка создать клуб по интересам у комсомольцев была неудачной: кроме нескольких неформальных творческих «тусовок» никто не откликнулся на призыв. Поэтому первым был создан Городской совет дискотек, который так и остался на бумаге. Но нам этого было достаточно. Без ощутимой материальной и финансовой поддержки мы создали первую программу к открытию нашего диско-клуба».
 

Официальной датой начала истории дискотек в Узбекистане стало 10 апреля 1976 года. В этот день в кафе «Художник» Выставочного зала Союза художников (сегодня это клуб Barxan) была представлена первая тематическая вечеринка «Древнерусское искусство».

 

alt1968 
На экраны выходит фильм «Влюбленные»

alt1969
Диджей Фрэнсис Грассо открывает в Нью-Йорке первый диско-клуб Sanctuary

 

alt
1970​
Дэвид Манкузо открывает в заброшенной квартире клуб the Loft, вход в который строго по приглашениям

Сергей Коваленко: «Удивительно, в зале кафе не осталось ни одного равнодушного человека. Это мне доставило огромное удовольствие – я всегда был сторонником представлений, спектаклей. После презентации развернулась довольно серьезная бурная дискуссия по поводу программы. Приняли наш эксперимент консерваторы, профессионалы, критики и педагоги. Демонстрация живописи Андрея Рублева, Феофана Грека, древних соборов под музыку Вивальди, Корсакова, Бриттена – это было новшество».

alt
Открытие первой дискотеки. Кафе «Художник» 1976


Первый диско-фестиваль. Рига

Александр Попов: «Как я уже упоминал, от комсомола помощи не было особо, но при поддержке горкома в октябре 1976 г. все же удалось побывать в Риге на первом фести вале СССР. В столицу Латвии из Ташкента вылетели работница горкома комсомола Наташа Вострецова, я и штурман Ташкентского авиаотряда Слава Костюшко. Горком не смог полностью оплатить мой авиабилет, в кассе не хватило десяти рублей. И я поначалу «зазвездился»: раз так, не еду, а вы «крахи». Но уговорили, и я добавил свою десятку. Фестиваль в Риге продлился неделю. Выступали семь коллективов. Среди участников, кроме прибалтов и нас, «узбеков», никого не было. Мы привезли тематический слайд-фильм в стиле рок «Оглянись во гневе».


Так что дебют первой узбекистанской дискотеки состоялся в Риге. Программа длилась около 40 минут. Источником вдохновения послужили альбомы «Thick as a Brick» Jethro Tull и «Tarkus» Emerson, Lake & Palmer. Помимо них, звучали Pink Floyd, King Crimson, Puhdys, Black Sabbath, Rick Wakeman, The Doors… Слайды в Риге показывали втроем с трех диапроекторов, позже в Ташкенте довели до шестнадцати. Я также читал текст. У многих тогда был в памяти фашистский переворот под руководством ЦРУ  в Чили 11 сентября 1973 г., когда были  убиты тысячи людей и погиб президент-демократ Сальвадор Альенде.


В сочетании с песней замечательного чилийского певца Виктора Хары, тоже убитого путчистами, и фотографиями переворота, в моем исполнении в программе прозвучало последнее  выступление Альенде по чилийскому радио. Полный текст помню и сегодня: «Да здравствует Чили! Да здравствует народ! Таковы мои последние слова! И я уверен, моя гибель не будет напрасной. Она станет, по крайней мере, моральным уроком вероломству, трусости и предательству!». Программа была удостоена Диплома за высокое идейно-политическое содер жание. Награда ограждала своей формулировкой от упреков в пропаганде западной культуры со стороны официоза. И одновременно я смог представить широкой публике свою любимую музыку.

 

Не имея собственной площадки и базы, диско-клуб устраивает вечера в Доме знаний, во Дворце культуры Ташкентского Госуниверситета, выступает на различных комсомольских мероприятиях. Историческим событием для узбекского диско-движения стало участие клуба на первом Межреспубликанском фестивале-конкурсе дискотек в Риге.

 

Александр Попов: «К танцам поначалу относились с предубеждением. Больше слушали, смотрели и спорили. Это потом, когда стало ясно, что дискотека не может ограничиваться «тематически ми» программами, исключающими активное участие зрителей, второй частью каждого диско-вечера после тематической программы стал дансинг. В сборниках заранее «программировалась» и атмосфера вечера: эффектное начало, разгоны, кульминации, медляки…»
 

alt
1971
2 октября в США появляется легендарная телепередача Soul Train посвященная диско, фанк и соул. Диско прорывается на ТВ.

 

alt
1974
Первый ремикс: на альбоме Глории Гейнор «Never Can Say Goodbye» треки «Never Can Say Goodbye», «Honey Bee» и «Reach Out» были сведены Томом Мултоном в режиме нон-стоп.

 

alt1975
Джорджио Мородер и Донна Саммер записывают «Love To Love You Baby» – первую клубную танцевальную композицию и устанавливают канон диско.

 

 

alt

«В Риге после программы прямо с колес на двух проигрывателях я провел и свою первую танцевальную программу. Заготовок у меня не было. Помог один из рижан. Он дал порыться в его коллекции (было около 50 дисков) и подобрать музыку для дансинга по моему вкусу. Я начал танцы с «Paranoid» Black Sabbath. Под долбежку первых аккордов публика замерла, вслушиваясь в мой пафосный стих. «Я бросил свою девушку и теперь схожу с ума, зачем я это сделал, просто дурак я! Да, нет, это не так! Я просто параноик, параноик, параноик!», проорал я в зал. Но под Black Sabbath задвигались немногие.

Тогда я гордо объявил, что  это музыка будущего, музыка грядущих черных сил, которая не всем по силам, а потому меняем курс к музыке настоящего. Звук был резко смикширован на Waterloo, регулятор задвинут в самый верх и колонки чуть не порвались. ABBA завела всех».

alt


Первая Дискотека. Ташкент

Александр Попов: «Первый в Средней Азии дискотечный вечер в конце 1976 года состоялся на Сквере в кафе «Дружба», которого больше нет. В составе диско-группы были я, как ведущий, слайд-оператор Миша Затучный, звукооператор Юра Афанасьев, активисты Слава Костюшко, Витя Гиммерверт и Президент – Сергей Коваленко. Собрался «весь Ташкент», включая моих родителей и будущую жену Таню. О чем была программа, не помню. Тогда мне стало ясно – комсомол может не так много. Ровно в 23:00, когда народ только разогрелся на дансинге, заведующая залом выключила электричество, и представитель горкома, моя одноклассница Наташа Вострецова не смогла ничего поделать. Помню, как потом шли с ней до остановки, и я ругался страшными словами на комсомол, а она меня, матершинника, бедная девушка слушала. Стыдно до сих пор».

alt
Комсомольские вожаки на дисковечере в кафе «Дружба». 1976 г.
 

alt
Диско-вечер в кафе «Дружба».
У пульта А. Попов, Ю.Афанасьев, В.Костюшко, М.Затучный. 1976 г.

 

alt

Сергей Коваленко: «На первый городской диско-вечер билетов было не достать, только «по блату» в горкоме комсомола. В домах культуры многих вузов и предприятий уже существовали клубы любителей музыки, которые мечтали организовать собственные дискотеки и, конечно же, всем им был интересен наш опыт. Все хотели попасть на вечер, после которого начался диско-бум».

Сергей Коваленко и Александр Попов с командой представили в тот вечер программу «Оглянись во гневе» с рижского диско-фестиваля. Вот что писал тогда «Комсомолец Узбекистана»: «С пронзительной публицистичностью сделана программа «Оглянись во гневе», посвященная борьбе молодежи мира против империализма, за мир, свободу, человеческие права. Тогда вечер проходил в кафе «Дружба». Зрители сидели за столиками, на которых стояли пирожные, бутерброды, фруктовый коктейль. Но ни одного жующего рта, ни пары равнодушных глаз… А в анкете, розданной участникам вечера, на вопрос «Как вы относитесь к форме дискотеки?», большинство ответило: «Мы -«за»!». 
Дискотека: Сегодня и Завтра. 25 февраля 1977 года.

alt
1976
На радио «Голос Америки» выходит программа «Музыка для танцев» на русском языке

 

alt
1976
10 апреля. Открытие Диско-клуба «Ильхом» в кафе «Художник» Выставочного Зала.


«Ильхом». Клуб Творческой Молодежи

alt

Сергей Коваленко: «Очередная попытка собрать и объединить все творческие объединения молодежи окончилась успешным созданием в 1977 году Клуба творческой молодежи «Ильхом» при Центральном Комитете комсомола Узбекистана. В объединение вошли Экспериментальная студия театральной молодежи, Клуб любителей джаза, Клуб кинопутешественников, Клуб кинолюбителей, Молодых ученых, Клуб молодых художников и наш Диско-клуб, который стал именоваться «Ильхом».  Именно тогда произошла знаменитая первая встреча с руководителем джазклуба Сергеем Гелёвым и руководителем экспериментальной студии

театральной молодежи Марком Вайлем. Мы все стали регулярно собираться. Каждая секция готовила свои программы. КТМ «Ильхом» разместился в подвале Дома Молодежи «Шодлик», где всем были выделены кабинеты и один зал на всех».

alt

alt

Наталья Мусина: «В 1976 году из склада картошки ресторана «Шодлик» Дома Молодежи стали обустраивать Клуб творческой молодежи «Ильхом», в который через год вселилась вся прогрессивная творческая молодежь Ташкента. Всем выдали помещения, и рядом с двумя комнатами театральной студии поселились аудиофилы, художники и любители танцев. Эту комнату мы называли «Шалала». Оттуда всегда доносилась популярная музыка. Зал тогда

размером был вполовину сегодняшнего и, конечно же, свои творения в нем представляли все – актеры театра, джазмены, студия пластического танца. Мы, искусствоведы, устраивали первые выставки современного искусства. Ну, и конечно же, такой «арт-вавилон» рождал, как сегодня принято говорить, различные коллаборации. Это было потрясающее время. Оно дало мощнейший импульс, который сейчас дает «Ильхому» жить не только театром. И сегодня в нем проводятся художественные выставки, джаз-концерты, кинопоказы и даже ди-джейские фестивали».

alt

Команда дискоклуба берется за работу по всем фронтам. Сергей Коваленко занимается оргвопросами по разработке положений о деятельности дискотек в стране, ведет разъяснительную работу о необходимости поддержки новых клубов при вузах и предприятиях.

 

alt
1976
Ташкентский Дискоклуб участвует в I Межреспубликанском фестивалеконкурсе дискотек в Риге

alt
1976
Диско-клуб «Ильхом» проводит первый городской диско-вечер в кафе «Дружба» на Сквере

 

alt
1977
Весной Клуб Творческой Молодежи «Ильхом» получает прописку в Доме Молодежи «Шодлик» (нынешний театр «Ильхом»)


 

alt
1977
Стив Рубелл и Ян Шрагер открывают легендарный ночной клуб Studio 54 в Нью-Йорке

alt

Александр Попов работает над новыми программами. Дискоклуб «Ильхом» выступает на различных мероприятиях и площадках, помимо предыдущих, с новыми программами «Шесть жен Генриха VIII», «Из Глубины веков» и другими. В заметке «Комсомольской Правды» – главной газеты комсомольцев СССР от 01 мая 1977 года упоминается 14(!) тематических программ дискоклуба из Ташкента. Параллельно, обладая самой богатой аудиотекой в стране, диско-группа помогает в подборе музыки к спектаклям «Ильхома» и передач на «Узбектелефильме».

alt

Александр Попов: «С переходом в подвал Дома Молодежи дела пошли на удивление хорошо. Получили в свое распоряжение музыкальный центр «Радиотехника» с акустиче скими системами 35-АС, стереомагнитофон «Юпитер», 6 диапроекторов для показа слайдов, 10 кассет магнитофонной ленты! Это было настоящее богатство. Пробивал Сергей Коваленко. Кроме того, он принес с работы лазерную уста новку.

Не очень мощную, но все-таки — лазер! Он же обеспечивал жидким азотом для тумана и дыма. С завода грампластинок удалось вывезти несколько сотен никелевых матриц, с которых делали грампластинки. Ими была выложена одна стен дискоклуба. Отраженные от нее лучи цветных прожекторов преломлялись в фантастические узоры...

Слава Костюшко притащил с работы несколько самолетных мигалок. Для управления светом из старого электрооргана Vermona производства ГДР был создан свето-орган, где к каждой клавише подключался свой прожектор, группа прожекторов или диапроектор. Из гостиницы «Узбекистан» в дискотеку «переехало» с десяток красивых медных плафонов с фонарей гостиницы. Ими подсвечивали пульт-трибуну ведущего дискотеки».

К концу 1977 года в Ташкенте уже функционировали дискоклубы «Граммофон» в Клубе "Восток" Ташкентского Авиазавода,  «Мираж» при Ташкентской консерватории, «Дильдор» Текстильного института, «Голос молодежи» Транспортного института. 

10  апреля 1978 года в газете «Вечерний Ташкент» печатается  материал «Зримая музыка» о диско-вечерах нескольких вузов на различных площадках города. В нем критикуется(!) недостаточное внимание комсомольских организаций и администраций вузов к поддержке дискотек: «Интересная музыкальная программа была подпорчена использованием допотопной аппаратуры. А ведь только на двух выступлениях транспортников в Доме Знаний побывало около полутора тысяч участников.

Жаль, что среди них не было представителей администрации института – может быть, тогда  помощь дискотеке была бы намного действеннее. ...Кто решит вопрос создания в городе молодежных кафе-клубов, в которых могли бы выступать со своими программами коллективы дискотек? Ведь кафе «Лаззат» и «Художник», задуманные когда-то как кафе-клубы, уже давно превратились в обычные общепитовские точки».

alt
1978
5-8 октября состоялся I-й Республиканский Семинар-практикум
по развитию дискоклубов и организации их деятельности 

 

alt
Программа Первого
Семинара-практикум по развитию дискоклубов.

В октябре 1978-го проводится первый дискофестиваль, официально названный «Республиканский Семинар-практикум по развитию дискоклубов и организации их работы». В нем приняли участие более 20 дискотек Ташкента, а также представители Навои, Учкудука, Зарафшана, Чирчика, Ферганы, Коканда, Андижана, Намангана и других городов Узбекистана. В программе семинара значатся «просмотры и обсуждения дискотечных программ» – предшественников диджейских сетов.

alt

У лидера ташкентских дискоклубов «Ильхома» дела идут как нельзя лучше: Сергей Коваленко разъезжает по Союзу, участвуя во всевозможных семинарах, собраниях по развитию дискотечного движения, координирует работу дискотек в стране. Юрий Гезенцвей, еще один одноклассник Коваленко,  обращается к нему за помощью в организации дискоклуба.

Он с единомышленниками основал дискоклуб «Граммофон» в Клубе «Звезда Востока» ТАПОиЧ. Александр Попов занимается практической стороной – создает новые программы и организовывает выступления клуба по всему Узбекистану. Зачастую с вокальноинструментальным ансамблем «Оникс» Дома культуры завода «Миконд». Помещение клуба обустраивается – идет расширение зала, реконструкция выставочных пространств.

Союз театральных деятелей в поддержку молодого театра Вайля закупил аппаратуру. Об «Ильхоме» начинают говорить как о новом культурном явлении.
Но история диско-клуба «Ильхом» подошла к концу. Поводом стало ЧП в один из весенних дней 1979-го. В отдел пропаганды ЦК комсомола поступила докладная записка из дирекции Клуба творческой молодежи «Ильхом»...


alt

Читайте также:

Хроника Прожитых Дискотек: Часть Первая
Хроника Прожитых Дискотек: Часть Третья

Хроника Прожитых Дискотек: Часть Четвертая


alt


 



 

Получайте на telegram лучшие новости MYDAY Вечером
Будьте в курсе всех событий города с Ботом MyDroid
Дата публикации: 16-01-2017

Комментарии 0

Авторизуйтесь чтобы добавлять комментарии