ПОЧЕМУ МЫ ИНТЕРЕСНЫ ЛУВРУ?
ЧЕЛОВЕКУ ДОСТАТОЧНО УВИДЕТЬ И СКАЗАТЬ: «О, КАКАЯ КРАСОТА!», И ОН СРАЗУ ПОЙМЕТ, ЧТО ЭТО ШЕДЕВР.
ЭТО БУДЕТ ОЧЕВИДНО
Людям творческим всегда есть что спросить у действующих музейных экспертов. А нашему специальному корреспонденту удалось еще и сразу расположить «небожителей» к беседе, после того как обе стороны представились и наш журналист в качестве визитки показала свои работы. Оценив увиденное, французы воспрянули и вдохновились на долгую беседу.
Мы решили не раздражать французов десятый раз вопросами про то, чему будет посвящена предстоящая выставка, зачем и когда, а начали сразу с «золотой середины».
Как вы можете в целом оценить с профессиональной точки зрения состояние памятников, уровень и качество их реставрации в Узбекистане? Есть ли у вас замечания и пожелания по этому поводу?
Яник Линц: Мы прибыли сюда вместе с пятью экспертами по консервации и реставрации предметов культурного наследия. Это лучшие французские специалисты в таких областях, как работа по металлу, дереву, керамика, камень, а также рукописи. Мой коллега, господин Рокко Ранте является археологом, который работает в музее Лувра и специализируется на Центральной Азии. Я возглавляю отдел исламского искусства музея Лувра. За 10 дней нашего визита в Узбекистан мы смогли ознакомиться с более чем 100 экспонатами. Разумеется, до этого в рамках предыдущих визитов мы увидели еще больше предметов. Все эти экспонаты представляют собой прекрасные предметы искусства, очень хорошего качества, весьма древние экспонаты. Что касается их состояния, сохранности, мне кажется, как и в других музеях мира, здесь им уделяется достаточное внимание. Разумеется, есть какой-то процент экспонатов, который, возможно, потребует дополнительной реставрации.
А реставрация будет проходить в Узбекистане или во Франции?
Яник Линц: Разумеется, реставрироваться предметы будут в Узбекистане узбекскими экспертами. Я знаю, что специалисты из Узбекистана прошли обучение в российской Высшей школе реставрации. Но, тем не менее, в этом ключе мне бы хотелось подчеркнуть наше сотрудничество с узбекским Фондом развития культуры. Наши эксперты являются лучшими во Франции, и возможно в рамках этой реставрации они могли бы поделиться своим опытом с молодым узбекским поколением.
Вы уделяете большое внимание наследию, исторической культуре, великому Шелковому пути. Но мне, как современному художнику, хотелось бы спросить, а интересны ли Европе нынешние художники Средней Азии. Особенно те, чье творчество оторвано от исторических азиатских корней? Или современные художники интересны лишь тогда, когда виден национальный колорит?
Яник Линц: Мы, как сотрудники Лувра, не обязаны знать современное искусство. История искусствоведения в нашем музее заканчивается на 1848 году, то есть на середине XIX века. Для современников во Франции существует Национальный музей современного искусства. Но, что касается меня, то лично я очень интересуюсь современным искусством. Я бы с радостью открыла для себя современный Узбекистан. Надеюсь, что выставка, которая состоится в 2021 году, сможет побудить французскую публику, французские государственные учреждения к тому, чтобы они заинтересовались и современным искусством Узбекистана, его нынешними художниками.
А насколько все-таки в современном искусстве важны национальные традиции?
Яник Линц: С начала XX века современное искусство получило международный, глобальный характер. Деятели искусства из разных стран, представляющие различные течения искусства, посещают международные ярмарки. На всех этих мероприятиях используется, на мой взгляд, общий язык и своего рода смешение традиций и современных способов самовыражения. Я бы привела в пример художников из Ирана, которые смешивают современные техники, такие как видео или фото, с древним традиционным искусством. Таким образом национальная идентичность, как мне кажется, приобретает особую важность для художника, артиста.
Расскажите, пожалуйста, как начинался проект? В чем его уникальность?
Рокко Ранте: Проект начался в 2009 году, и его идея принадлежит музею Лувр. Все началось с археологической экспедиции и раскопок на оазисе города Бухара, где когда-то проходили караваны. Также эта экспедиция занималась изучением развития городищ. Лично я посещал различные узбекские музеи, и после них у меня родилась идея организовать выставку, которая бы объединила все эти экспонаты, предметы искусства, представляющие собой культурное наследие веков. Выставка в знаменитом парижском музее Лувр как раз и намерена объединить все эти экспонаты, позволить представить глобальное видение исторического периода этих предметов. Посетители как бы совершат своего рода путешествие в страны Центральной Азии, ощутят влияние различных культур, отразившихся в этих предметах, а также в целом на культуре Узбекистана или других стран региона. Экспонатами выставки станут предметы из музеев Узбекистана и с мест раскопок.
Ваш любимый экспонат?
Рокко Ранте: У меня в памяти очень много экспонатов. Я пытаюсь остановиться на том предмете, который был открыт в рамках наших раскопок в оазисе Бухары. Самый важный из тех, которые мне довелось увидеть впервые. Это страницы из Корана. Французский эксперт датировал их VIII веком. Этот экспонат, этот настоящий предмет искусства имеет очень большое значение, на мой взгляд. Другой пример, который привлек мое внимание, относится к доисламской эпохе. Это скульптура городища Дальверзин-тепе из сырой глины, на которой остались следы живописи. Она представляет собой религиозное искусство, которое существовало на территории этого региона, точнее, на территории Сурхандарьи. Еще один небольшой, но интересный экспонат был обнаружен нами в ходе раскопок: сгибаемая ложка-вилка из меди, украшенная богатым орнаментом. Скорее всего, она представляет собой предмет обихода торговцев, путешествовавших по региону, который всегда можно было брать с собой, легко транспортировать. Он представляет собой признак торговли, обменов в сфере коммерции и политики, которые когда-то происходили на этой территории. Здесь находился своего рода перекресток этих обменов.
Как вы оцениваете значение наследия Амира Темура для мировой и исламской культуры?
Яник Линц: Что интересно, это время, когда в Европе также происходили значительные изменения: переход от Средневековья к Эпохе Возрождения. Амир Темур был великим деятелем, правителем государства, охватывавшего территорию от Средиземного моря до Китая. В эту эпоху весь исламский мир от Европы до Азии практически подчинялся Амиру Темуру, у которого было свое видение, как в сфере экономики, дипломатии, так и в сфере культуры и искусств. Это искусство так и называется - «искусством эпохи Темуридов». В изобразительном направлении оно охватывает каллиграфию и миниатюру.
Чем для вас, как для директора отдела исламского искусства, интересен Мавзолей Гур-Эмир? Почему в качестве экспоната будущей выставки вы выбрали «дверь в гробницу»?
Яник Линц: Что касается искусства эпохи Темуридов, это был достаточно утонченный период исламского искусства. И Мавзолей Гур-Эмир представляет собой исключительное произведение искусства. Он символизирует эпоху, которую Амир Темур хотел увековечить, времена своего правления, царствования, и в это были вложены значительные финансовые средства, что можно увидеть по строению и другим признакам. Рокко Ранте: Гур-Эмир является наиболее посещаемым историческим памятником в Узбекистане. Любое туристическое агентство включает его в программу. И входная дверь в мавзолей символизирует не просто вход в гробницу, для меня она символизирует открытие истории Узбекистана, истории цивилизаций, которые здесь существовали. В этом году мы вместе с французскими реставраторами по дереву по-настоящему «открыли» для себя эту дверь. Смогли детально ее изучить. Этот экспонат представляет собой уникальное богатое наследие, даже если посмотреть только на фасад двери или внутренний декор. Дверь интересна и с точки зрения искусства, и как изделие мануфактуры той эпохи. Еще она напоминает по стилю произведения, созданные в Иране.
По какому принципу экспонатам присваивается статус «шедевра»?
Яник Линц: В первую очередь, шедевр – это уникальное произведение, несравнимое с другими по своему качеству, материалам, из которых сделано. Как правило, шедевры изготавливаются лучшими мастерами эпохи. Зачастую они являются предметами роскоши, достаточно дорогостоящими. Во все времена обладать шедеврами могли себе позволить только самые богатые люди, коронованные особы, способные вложить достаточно большие финансовые средства в производство таких изделий искусства. При этом, когда шедевры выставляются в музеях широкой публике, посетителям не обязательно знать о том, что этот предмет является шедевром. То есть это, своего рода, эмоция. Человеку достаточно увидеть и сказать: «О, какая красота!», и он сразу поймет, что это шедевр. Это будет очевидно.
Будьте в курсе всех событий города с Ботом MyDroid
Комментарии 0