«Ключи от ЗамКа». Рецензия
Но прежде рекомендую «Замок» прочесть – это станет залогом комфортного пребывания в зрительном зале, который на время действия превратится в эпицентр абсурда и позволит насладиться безупречной игрой актеров Бориса Гафурова, Владимира Юдина, Анастасии Шалдыкиной, Элины Климовой, Яна Добрынина и Джеммы Фаградян.
Работу, проделанную ими и другими членами творческой команды во главе с постановщиком Максимом Фадеевым, можно сравнить с трудом Атланта, держащего на плечах небесный свод, потому что легкость и простота сюжетного рисунка романа иллюзорны. За поиском дороги, ведущей из Деревни к Замку, скрываются риторические проблемы: путь человека к Богу, бессмысленность бытия и его абсурдность, тщетность борьбы с системой и машиноподобным обществом, в котором непохожесть на других считается уродством и сулит полное отчуждение.
Тревожных вопросов и смыслов при кажущейся бессмысленности происходящего бесчисленное множество, ведь под местом действия «Замка» подразумевается весь мир в любом временном отрезке. Роман просто обречен быть современным, и в этом заключается одно из проявлений гениальности Кафки.
Его художественный мир извилист и путан как лабиринт, метафоричен и зыбок как сон. Согласно одному из предположений, описанное автору приснилось, и поэтому у произведения нет ни ярко выраженного начала, ни конца. К сновидческой трактовке зрителя подводит размещенный над сценой ловец снов. Всё, что происходит в отбрасываемой им тени, лишь кажется реальностью. Игра актеров в предложенных обстоятельствах заслуживает самых ярких и продолжительных оваций - меняя образы на глазах всего зала, казалось, они сбрасывают кожу.
Особо хочется отметить то, как в постановке представлен главный героя романа – К., он же Землемер. Его одновременно и блестяще сыграли Борис Гафуров и Владимир Юдин. В этой «двуликости», как мне кажется, отражены не только различия в восприятии героя самим собой и другими персонажами, но и присутствует намек на дуальность личности, ответившей на вызов внешнего мира, не имея при этом ничего, кроме уверенности и «последней, исчезающей, почти несуществующей надежды». Браво, «Ильхом»!
*Проект реализован при поддержке Гёте-института в Ташкенте.
Фото: Александр Раевский
Будьте в курсе всех событий города с Ботом MyDroid
Комментарии 0