Тимур Мусин о выставке Пикассо
«Коллекция керамики Пикассо обнаружена в Узбекистане через 40 лет после того, как она была подарена музею». С таким заголовком вышла английская газета «The Times». Керамика Пикассо в ташкентском музее, событие безусловно, не рядового масштаба, и, естественно вызывает множество вопросов. Чтоб разобраться в этом, я решил посетить эту выставку и отправился туда вместе с доктором искусствоведения, академиком Акбаром Абдуллаевичем Хакимовым.
На первый же вопрос: «Каким образом работы Пикассо могли оказаться в нашем музее?» – я получил неожиданный ответ:
– В архивных документах они значатся как «подарок Нади Леже от имени Института Мориса Тореза», который относился к французской Коммунистической партии. Почти сорок лет эти образцы пролежали в запасниках музея.
“самая дорогая ваза была продана за 735650 фунтов”
В интернете я нашел информацию, что Надя Леже была женой друга Пикассо, – художника Фернана Леже. Именно она и передала музею коллекцию в 1968 году. Это восемь экспонатов – десертные тарелки и декоративное панно «Голова быка». Еще четыре экспоната – декоративные панно «Три фигуры», «Лицо», кувшин «Сова» и декоративный сосуд «Голова женщины» – были переданы в дар музею от той же Нади Леже, но уже через ГМИИ им. А. Пушкина в 1971 году.
– Пикассо известен прежде всего как художник. Откуда же керамика?
– Пикассо начал заниматься керамикой в 1940-х гг. Им был созданы сотни работ в гончарной мастерской города Мадура, который находится на юго-востоке Франции.
То, что Пикассо обратился к керамике, это, конечно, блажь Маэстро. Я не думаю, что это было для него серьезным увлечением. Многие живописцы занимались керамикой, и Пикассо в их числе.
– Понимая, что могу оскорбить чувства искусствоведа, я все же поинтересовался у него стоимостью этих работ: Правда ли, что они бесценны?
– Если сравнивать с его картинами «Обнаженная, зеленые листья и бюст», «Мальчик с трубкой», «Дора Маар с кошкой», которые входят в пятерку самых дорогих картин мира, – то нет. Их стоимость превышает 100 миллионов долларов.
Но недавно аукционный дом «Christie» продал коллекцию керамических работ на общую сумму 12,6 миллиона долларов. Коллекция из 8 тарелок «Коррида», подобных нашим, была продана за 97000 фунтов.
Я узнал также, что самая дорогая ваза была продана за 735650 фунтов – таков мировой рекорд для керамики Пикассо. Вот этот поистине бесценный шедевр.
– А почему в одной выставке соединили работы Пабло Пикассо и Надежды Кашиной. Была ли она лично знакома с Пикассо?
–Нет. Данное экспозиционное решение – удачная инициатива музея. Автор этой идеи – кандидат искусствоведения Равшан Фатхуллаев. Это можно назвать научным открытием, которое я считаю большим достижением.
Надежду Кашину я хорошо знаю по ее живописным работам, выполненным в импрессионистической манере. В своей книге «Авангард ХХ века» я привожу одну из ее картин – «Дети».
Если вы внимательно вглядитесь в графику Кашиной, то, конечно обратите внимание, что ее пластика очень напоминает Пикассо. Минимальные средства. Эстетика намека. Это чистый Пикассо. Кстати, здесь очень удачно подобраны работы, можно увидеть синхронную эстетику.
Вот смотрите и сравнивайте сами.
– Получается, что Кашина подражала ему? Или это дилетантский вывод?
– Цитаты не являются ущербными для художника. Невооруженным взглядом мы видим эти переклички. Все знают живопись Пикассо, его кубистическую манеру. Но мало кто знает, что он еще и прекрасный график, которого отличает виртуозный рисунок.
– Акбар Абдуллаевич, признаюсь вам откровенно, мои друзья вряд ли слышали про эту выставку. Посоветуйте, что мне о ней рассказать, чтобы они заинтересовались и обязательно пришли сюда?
– Я уверен, что каждый, кто посетит эту выставку, получит истинное удовольствие от соприкосновения с тонким, изящным и звонким сочетанием керамики Пикассо и изощренной графикой Кашиной. Ну и опять – таки это имя – Пикассо, которое ныне является брендом.
"В современном же искусстве все меньше доброты и позитива, и все больше протеста и бунта."
Если попытаться описать свои эмоции чередой прилагательных, то экспозиция показалась легкой, воздушной, позитивной и доброй. В современном же искусстве все меньше доброты и позитива, и все больше протеста и бунта. А так хочется уйти от бунтарства, разрушения, хаоса – к теплоте, созиданию, гармонии. На выставке я это ощутил, и за одно это ее уже стоит посетить.
Больше всего мне понравилась одна тарелка. Я был бы не прочь повесить её у себя. Хотя это, наверное, сочли бы наглостью с моей стороны. На ней изображен сюжет знаменитой картины Анри Матиса «Танец».
В общем, выставка оставила самое благоприятное впечатление, и я хотел бы порекомендовать ее своим друзьям. Тем более, что посмотреть действительно есть на что. И главное, я давно не был в этом музее, а потому решил, что в выходные возьму сына и поведу его в наш музей. Пора приобщать ребенка к прекрасному. И когда же еще, как не с детства? Может быть, когда – нибудь мой сын скажет за это спасибо.
Выставка «Пабло Пикассо и Надежда Кашина. Диалог культур Востока и Запада»
продлится до 10 января 2013 года.
Место проведения: Государственный музей искусств
Дни и время посещения: вторник–суббота. 10.00 – 17.00.
Будьте в курсе всех событий города с Ботом MyDroid
Комментарии 2