Чуть Меньше Века. НА ТРОИХ
Иногда мы на пути к победе и просто этого не знаем. Из-за счастливого случая, или нам так было предначертано, но мы ничего не можем с этим сделать.
Мальчик рождается восьмым ребенком в немецкой семье в Пензе. За окном конец XIX века и мальчик мечтает стать актером. Он переезжает в Москву, где берет себе имя Всеволод. Быстро становится ведущим актером МХТ и играет лучшие роли, чем привлекает внимание царской семьи. Станиславский предлагает ему открыть совместный театр, но они не находят общий язык. Вера Комиссаржевская приглашает его в Петербург в качестве режиссера, Александр Блок называет его «гением», а через какое-то время он уже ставит оперу в Мариинском театре. После революции Мейерхольда несколько раз арестовывают, но вскоре предлагают заведовать театральным отделом и он придумывает преподавание биомеханикой. Театр ГИТИСа называют его именем. Где-то в это время Всеволод с гастролями в Ташкенте в 1928 году. Его знакомят с двумя мужчинами, врачом и художником с французскими фамилиями, которые рассказывают ему о своей мечте открыть театр для детей. И он решает оставить здесь все декорации для будущего театра. После Ташкента Мейерхольд летит во Францию, где задерживается - туда должен был лететь намного раньше. В Европе срывает аплодисменты критиков и вызывает зависть советских чиновников. На его спектакль как-то приводят Сталина, которому не нравится постановка. Театр закрывают, через несколько лет Мейерхольда арестовывают, избивают и приговаривают к расстрелу. Его поставят к стенке вместе с другими 345 людьми.
В день его смерти, Молодежный театр Узбекистана работал уже 12 лет подряд и все еще выступал среди декораций Мейерхольда.
Если бы хоть одно событие случилось иначе. Если бы семья из Пензы решила не заводить восьмого ребенка в тяжелое время. Или мальчику как и многим его сверстникам не удалось вырваться из провинции и стать актером. А Станиславский и Блок прошли мимо его таланта. Возможно он уехал бы во Францию раньше времени и не встретил в Ташкенте двух молодых людей с иностранными фамилиями, а Молодежный театр не отмечал бы свой 90-летний юбилей.
Но жизнь хитрая штука, череда неконтролируемых событий привела его в Ташкент, и здесь он на мгновение остановился.
Произошло много перемен. Некоторые были заметны, некоторые совсем нет. Но главный актер Молодежного театра, каждую декаду молодеет оставаясь при этом примерно одним и тем же человеком со своей верой в театр. В декорациях, которые сохранили дух Всеволода, мальчика из Пензы.
Я ЕЩЕ ВПОЛНЕ В СОСТОЯНИИ СРАЗИТЬСЯ
Лейла Сейд-Оглы
В детстве, меня почему-то выбрали на роль Лягушонка в детской сказке и главный актер выносил меня на сцену на маленьком закрытом подносе. Как я туда только помещалась? - вспоминает Лейла свою первую в жизни роль. В Молодежном театре она с 1993 года. Ей около 40 лет на момент интервью, но по манере говорить и ходить, она напоминает тех младших сестер, которые верят всегда верят в Деда Мороза, чаще остальных улыбаются и радуются самым обычным вещам. - Тогда, я помню, что страх перед зрителем проходил за несколько секунд и мне хотелось скорей показать себя и понравиться зрителю. В 20 лет я уже об этом не думала.
А что поменялось в 20 лет?
Стало важнее выполнить задачу режиссера, мучилась с ролями и мечтала услышать «Ты - хорошая артистка».
От кого?
Родителей и учителей.
А в 30?
В 30 я не думала о том, чтобы понравится кому-то. У меня уже была своя планка ниже которой не хотела опускаться.
Каким главным вопросом вы задаетесь выходя на сцену сегодня?
(пауза) Думаю, что он звучит как «Для чего? Для кого?»
Вам не кажется, что и в жизни так?
Конечно. Как и в жизни, нам важно понять человека, найти к нему подход и понять его мотивацию. Сейчас я, правда, играю очень мало - и больше преподаю.
Как джедаи в «Звездных войнах», обучаете новых актеров сражению на мечах
Я еще вполне в состоянии сразиться
И как выглядят те молодые, которые выступают вместе с вами?
Каждый говорит, что молодежь талантлива. Но мне кажется, что сейчас «когда все наполовину» нет такого, чтобы они полностью были в одном. Возможно, это время такое: нужно где-то урывать и каким-то образом успевать везде, потому что столько всего вокруг происходит.
То есть?
Моему сыну 17 лет, он живет в своем ритме и есть фраза, которая будет резать мне слух: «Мама, ты отстаешь». Я должна идти в ногу со временем и должна знать о чем говорю со зрителем.
А чем молодые актеры отличаются от вашего поколения молодых актеров?
Мы были ненормальными. Бросались во все передряги, влюблялись каждый день как в последний раз и сразу страдали, грустили, радовались, скучали и писали стихи друг другу. Потому что чем больше ты позволяешь своим эмоциям взять вверх, тем ярче выглядишь на сцене. А сегодня? Репетиция заканчивается и я у них спрашиваю: «Вы сейчас куда? Гулять?», а в ответ слышу: «Нет, домой надо». Не понимаю этого.
Я читал где-то, что современные дети не понимают «Ромео и Джульетту», потому что в предлагаемых автором обстоятельствах поступят по-другому Возможно. Сейчас взяли бы да сбежали или крикнули, что будут жить вместе и точка.
Актерская игра остается в театре? Дома не вырывается?
Ни на улице, ни дома уже играть не хочется. Раньше, когда молодые люди, узнавая что я актриса, сразу теряли интерес со словами «нет спасибо, еще будешь играть мне тут», а я сразу отвечала «с тобой и играть-то не хочется». Вся моя игра здесь в театре, я отказалась от всего лишнего уже давно, потому что жизнь проходит здесь. Приходила на репетиции других спектаклей, пыталась найти ответ на вопрос «что делает актер», а потом поняла, что научиться формулировать вопрос – главное в нашей профессии.
А что такое «узбекский» театр?
Думаю, что наш более эмоциональный и чувствительный в отличий от зарубежных театров.
А какой спектакль вы считаете самым ярким за последние 25 лет?
Однажды мы выступали в Москве со спектаклем «Омар Хайям». Полный зал людей, среди которых журналисты и критики. Кто-то из них задал вопрос нашему художественному руководителю перед выступлением. Уже не помню, что именно спросили, но ясно вспоминаю ответ: «На все вопросы, если они появятся, ответы будут даны после спектакля». И когда мы закончили выступать, в зале стояла гробовая тишина. Секунда, две, три… А потом аплодисменты. Зритель стоял и подарил нам оглушительные овации. Наш худрук вышел и спросил: «У вас остались еще вопросы?». Нет, ни у кого не было, конечно. Мы тогда все вместе доказали, что способны решать сверхзадачи.
МЫ БЫЛИ УВЕРЕНЫ – НАМ ДАДУТ ГЛАВНЫЕ РОЛИ
Хасан Салихов
В Москве когда именитый актер выходит на сцену, он не успевает сказать слово, как зал ему рукоплещет. В Ташкенте, наоборот, – зрителю нужно доказать и заслужить такое отношение, вне зависимости от того, кто ты. Поэтому когда в середине спектакля в Ташкенте тебе аплодируют в моменты, когда ты этого меньше всего ждешь – понимаешь – зритель тебе верит и идет за тобой, – вспоминает Хасан, один из самых узнаваемых театральных актеров с 2006 года. Кажется, он всегда выглядит моложе своих лет и по нему не скажешь, что ему чуть больше 30-ти лет и де-факто он исполняет роль художественного руководителя Молодежного театра.
Чем отличаются аплодисменты которые вы получали в 20 лет, от тех, что принимаете сейчас?
Тогда – это было «само собой разумеющимся», так как по-другому быть не могло. На втором курсе театрального института мы с братом пришли в Молодежный на практику. Мы посмотрели на репетицию и подумали, «если они такое вытворяют сейчас, что там будет во время спектакля со зрителями». Помню, дали испытательный срок в 4 месяца на «показать свою профпригодность» и мы жили между репетициями и музыкальной студией, в которой записывались. Хотели, кажется стать бойз-бэндом. Сейчас - я слышу и различаю аплодисменты. Есть такие, которые говорят, что зритель понял вашу идею и принял ее. Эти овации ни с чем не спутать.
И каким вы были актером в 19 лет?
(смеется) Мы были уверены - нам дадут главные роли, мы будем играть и у нас все будет получаться с первого раза. Как там говорят: «На первом курсе – ты заслуженный артист, на втором – народный, на третьем и четвертом – звезда мирового масштаба. А после выпуска – никто». Тогда у нас было больше претензий, уверенность, что мы можем все, хотя это было не так. Нам не давали поблажек, серьезных ролей, и готовили к сцене – тем не менее в этом театре не принято работать в полсилу и мы отдавались на полную.
Одна из главных претензий к Молодежному театру Узбекистана - здесь рассказывают историю слишком сложно и аллегорично.
Почему? Не всегда. Думаю были спектакли, когда все было чуть более аллегорично и пластичнее нежели сейчас. Уже не идут, например, «Притча о любви дарованной» или «Содом и Гоморра». Наш театр всегда старался показать душу наизнанку.
Это как?
По Станиславскому. Он говорил про психофизическое действие. Важно признаться себе, что в представленных обстоятельствах, я, Хасан, поступил бы также, как тот персонаж, которого я играю.
Также будет и через 10 лет?
Не знаю. В российских театрах в 30 лет ты еще молод как актер и только получаешь какие-то проходные роли, а у нас молодые актеры взрослеют быстрее, и в моем возрасте ты уже проводишь меньше времени на сцене. Сейчас я больше занят административными вопросами.
Насколько вы чувствуете себя свободным в новой роли?
Иногда, конечно, хочется быть на сцене, выбежать в конце, схватить свою порцию аплодисментов...
Каким главным вопросом вы задаетесь выходя на сцену сегодня?
Мне кажется, что в 20 лет меня больше волновал вопрос «как», а сейчас важнее не «как» ты показываешь, а «что».
Я В ПРАВИЛЬНОМ МЕСТЕ И В ПРАВИЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Сабина Асанова
Что все-таки «для чего» и «что»? Для чего артист выходит на сцену, что он хочет сказать людям, которые пришли на спектакль. Тут важно донести что-то. – Сабина, 21-летняя артистка, на которую, несмотря на возраст, уже приходят посмотреть зрители. Она терпеливо позируют фотографу в легкой одежде на морозе, и в паузах между сменой локаций постоянно что-то напевает. С каждым новым напевом меняется и походка. От медленной и плавной до резкой и быстрой. На все вопросы Сабина отвечает не сводя глаз с собеседника, и у вас может сложиться полное впечатление, что эта хрупкая молодая девушка контролирует это интервью. – Миссия актера заключается в том, чтобы сделать наш мир чуточку лучше.
Как вы думаете - желание изменить мир через игру останется с вами навсегда?
То, чем я занимаюсь в театре – это дело всей моей жизни. Мне кажется я в правильном месте и в правильное время, и хочется верить, что мы сможем изменить мир.
Не кажется ли вам такая точка зрения наивной?
Она может показаться кому-то таковой, но эта наивность – не самое плохое, что может быть на свете. Я с 15 лет в этом театре, в 16 вышла на сцену, и моя точка зрения за последние 5 лет пока не поменялась.
И каково это – выступать в 16 лет?
Я пришла в театр сама, когда мне было 15 лет. Два года усердно училась в школе-студии и впервые вышла на сцену в образе «девушки в кошмаре» в 16. Меня, по моим внутренним оценкам, долго не выпускали на сцену. Казалось, что меня не замечают и не принимают всерьез. В этом театре с такой историей нужно очень много и упорно работать, чтобы появился маленький шанс доказать свою состоятельность. Мне ничего не давалось просто так, и когда ты понимаешь, что уже не «ученик», а «коллега по цеху» – это дорогого стоит.
Какой у вас распорядок дня?
Я просыпаюсь в 7 утра, чтобы подготовиться к учебе, потом бегу в театр на репетицию или спектакль, а потом – преподавать мастерство актера в «Алладине».
Чему может научить детей 20-ти летняя актриса?
Не нужно оценивать человека по прожитым годам. Если человек развивается, работает над собой и что-то понимает, то вполне может чему-то и научить. Но я думаю про это по-другому – я учусь игре вместе с ними.
Ваше поколение отличается от того, что было 20 лет назад…
Я не знаю каким было поколение 20 лет назад. Я могу предположить только, что сегодня многие думают больше о карьере и их ничего другого не интересует. Отчасти и я возможно такая. То есть вас не интересуют отношения? Я не сказала, что меня не интересуют отношения. Но вы, кажется, ни разу не использовали слово «любовь» за время интервью. Думаю, это потому что не было таких вопросов, в которых мог бы быть такой ответ. Я играла однажды в состоянии влюбленности в человека, и это другие ощущения. Знаете, в жизни я не могу выразить себя так, как делаю это на сцене, и возможно поэтому я так люблю играть в театре.
Будьте в курсе всех событий города с Ботом MyDroid
Комментарии 0