alt alt   alt

Вход/Регистрация
00:00
Now playing
Выберите радиостанцию
People

Google в помощь

Сколько стоила ваша самая дорогая работа?
800 000 евро. Ее купили в 2015 году

Спасибо большое. Думаю интервью можно заканчивать…
(смеется) Такая цена формировалась не из-за подписи художника, а ввиду того, что она очень большая и дорогая в производстве. И создавалась большой командой.

Но как вы относитесь к тому, что сегодня в глазах многих самый узнаваемый художник мира - Бэнкси. И его нарисованный на стене стрит-арт – популярнее современных работ классических художников.
Думаю, что это явление одного плана. Бэнкси более известный художник: о нем больше пишут, поэтому он на слуху – люди в курсе и реагируют. Даже работы на Ташкентской биеннале не более и не менее герметичны, чем работы Бэнкси.

alt

Но его работы покупают за миллионы долларов…
Стрит-арт рассчитан на случайного прохожего. То есть человек должен среагировать на эту картинку и моментально понять ее. Работы, выставленные в художественном музее рассчитаны на специально пришедшего туда зрителя, и последний, пересекая порог музея, внутренне готов ко встрече с искусством.

Что вы поняли и отметили для себя, переступив «порог» Узбекистана?
Да, увидела достаточно. В рамках Ташкентского Биеннале я увидела и обычную публику музея, и студентов художественных учебных заведений, и интеллектуальную элиту города и страны. Публика – хорошая и подготовленная.

...Знаете, меня не удивляет, что вы стали чуть ли не самым молодым художником Советского  Союза получившим признание. Но как вы оказались в Силиконовой Долине одной из первых в мире?
А чему тут удивляться? Кто сейчас правит миром? Откуда появились Сергеи Брины (основатель Google - прим. ред.) и Марки Цукерберги (основатель Facebook - прим. ред.)

alt
Откуда?
Из тех же советских математических школ, что были и у нас (Ольга Киселева - неоднократный победитель математических школьных олимпиад - прим. ред.). Может только в случае Марка – речь может идти о его родителях.  У нас было очень хорошее образование в области науки – уровень выпускника математической школы был равен уровню выпускника бакалавра Оксфорда или Кембриджа. Мы были напичканы знаниями или цифрами. Это структурирует мозг, систему мышления и сознания. Какие-то жизненные ситуации мы оперируем с математической логикой.

Так вы попали в Google?
Нет. Я писала диссертацию о языках современного искусства при Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Там все были заняты эпохой Возрождения и отправили меня в Париж. Во Франции я тоже быстро всем надоела и меня отправили в Калифорнию, чтобы я наконец закончила диссертацию. Именно тогда я уже понимала – язык современного искусства равен языку экрана.

Мобильных телефонов еще не было?
Нет. В Силиконовой долине у меня быстро кончились деньги. Я узнала, что компания Google ищет дизайнеров, которые могут отличить компьютер от холодильника. А я была лучше – умела отличить телевизор от компьютера.

Это как раз то время, когда компьютеры были размером с большой стол?
Да

Что вы делали в Google?
Вначале мы спорили какие должны быть рамочки на экране. Какие кнопочки, картинки и буквы. Окружающим это казалось ерундой. Но однажды к нам пришел запрос – как объяснить людям, что на картинку нужно кликнуть? Иначе, были уверены инженеры, люди просто не поймут.

alt

Что вы тогда сделали?
Нарисовали кнопку с тенью. Были длинные и жесткие дебаты с инженерами – делать с тенью влево или вправо. Они были уверены, что падать должна направо, а мы хотели дать перспективу. Даже в голову не приходило, что можно обойтись без кнопки.


Чем вы гордитесь за время своей работы с Google?
У нашей интернациональной команды была идея, что интернет должен служить не только для того, чтобы передавать информацию, но и для того, чтобы создавать объекты. Мы были уверены – с помощью сети можно самому написать текстовой файл с маленькими картинками. То есть принцип был такой, что зритель мог бы сам участвовать в процессе, написать, кликнуть, выбрать текст и фотографию.

alt
Вы сейчас говорите про механизм работы всех современных социальных сетей и мессенджеров.
(смеется) Приятно осознавать, что это было изобретением художников.  И в целом, многое в мире цифровых технологий пришло от так называемых визионеров.

Именно тогда вы поняли, что нужно двигаться в сторону видеоинсталляций?
Да. Живопись не была языком конца XX века, гобелен из Средневековья. Я раздала краски, кисточки и холсты всем желающим и купила компьютер Amiga (лидер продаж рынка персональных компьютеров на стыке 90-х. Компания закрылась в 1995 году - прим. ред.)

 

Ваши видеоработы пользовались успехом. Но меня больше занимает другая экспозиция. Я вспоминаю вашу работы Powerbike 2003 года. Вы можете объяснить, что она означает? Я прочитал в прессе, что это символ «обманчивости достижимого»...
Это чисто петербургская история, города в котором я родилась, сделать гибрид велосипеда и лестницы. Седло – высоко, чтобы на него сесть нужно карабкаться по лестнице, которая постоянно крутится. Чем быстрее вы поднимаетесь – тем быстрее седло опускается, а велосипед едет назад.

Но если вы все-таки забрались?
То вы становитесь высокопосаженным. Но туда не забраться, если двигаться вперед. Только назад. Именно такая психология катит мир назад.


ГРАН-ПРИ
Больше всего нас тронула работа Махмуда Ходжибаева – «сакральные пространства». План Регистана в масштабе выполнен прозрачным скотчем. На полу самого большого зала Галереи Изобразительного Искусства, вы как будто идете по нему, по «Регистану», по его сакральному пространству. И в какой-то момент что-начинаете замечать. Что-то блестит на полу или луч света как-то падает. Тут вы только-только начинаете замечать где и в каком пространстве оказались. Эта работа нам понравилась по многим причинам: во-первых, она не спектакулярная. Мы считаем, что сегодня у искусства есть возможность быть агрессивным, ярким, блестящим, занимать много места – это легко, все толкаются, пытаются занять свое место. Но эта работа очень деликатная. Невидимая. Она есть – но ее нет. И в этом ее сила.

alt

1 МЕСТО
Работа Нуриддина Расулова «Ценность времени». Это деревянная скульптура, в виде песочных часов. Часы сделаны из деревянных планок, которые, насколько я поняла, являются частью узбекской строительной или декоративной частью. Они не старые, но сделаны под старину, украшены национальной резьбой на концах, очень традиционно, а внутри время обозначается капельками света. В этой работе нам очень понравилось сочетание традиций и технологий.

alt

2 МЕСТО
Работа Summit G-20. Ироничная, очень легкая работа Диёра Разикова в большом, абсолютно пустом зале. Над вами, на потолке расставлена обувь, в более или менее беспорядочном состоянии. Будто там находится человек 20. Они между собой общаются, что-то обсуждают – у них собрание. Они над нами, мы у них под каблуком, и на нас падают только их тени. Очень такая актуальная, легкая работа.

alt
 

А что теперь будет c победителями?
Им дадут медали. Это очень почетно.

alt


 

Получайте на telegram лучшие новости MYDAY Вечером
Будьте в курсе всех событий города с Ботом MyDroid
Дата публикации: 31-12-2017