Иосис. Главный По Звуку
Этот человек стоит за каждым серьезным концертом не только в Ташкенте, но и далеко за его пределами, но вы никогда не увидите его в зрительном зале. Лейбл IOSIS широко известен на всю страну, в то время как его основатель остается загадкой.
Я, когда маленьким был, пел весь репертуар Робертино Лоретти (итальянский певец, завоевавший всемирную известность в подростковом возрасте - ред.), таким же голосом.
Первая группа у меня появилась уже в 6 или 7 классе. В то время по всему миру был бум вокально-инструментальных ансамблей, и Ташкент не был исключением. Мы собрались тогда, «напилили» сами себе гитар. Играли кто где. Году в 68-69 нам начали платить за выступления и это стало большой неожиданностью.
После 10 класса очередной ансамбль стал разваливаться и начался дележ инструментов. Я посмотрел на это, сказал, что мне ничего не нужно, развернулся и ушел. Тогда решил, что если у меня когда-то что-то будет, то только мое.
Вообще, я «махровый» одиночка.
Многие говорят о различных запретах и ограничениях в те времена. Но меня они не коснулись - я ходил в джинсах, носил длинные волосы, и особых претензий мне никогда не предъявляли.
Уже после школы, во время репетиции одной из групп оборвался провод, и его понадобилось запаять. Группа состояла из трех человек: меня, скрипача - лауреата всесоюзных конкурсов и «конченого» виолончелиста. Мне ничего не оставалось, кроме как взять паяльник и починить неисправность.
Раньше не было понятия «звукорежиссер». Все немногое оборудование стояло около музыкантов - сами настроили, сами сыграли.
Со временем количество техники увеличивалось, звук становился более сложным, появились пульты. Тогда уже возникла необходимость в человеке, который будет сидеть в зале и слушать и я со сцены ушел в зал.
Понемногу различные группы, ансамбли, которые видели мою работу, стали просить о помощи, предлагать сотрудничество, просили настроить, послушать, организовать. Так начался путь в звукорежиссуре.
Раньше не было таких возможностей для обучения, какие есть сейчас. Все познавалось методом проб и ошибок. В консерватории я закончил курс звукорежиссуры, но большой опыт работы дали ансамбли, музыканты, которые встречались в моей жизни.
Хорошую практику я получил в 1981 году, когда открылся Дворец «Дружбы народов». Чего только на сцене не происходило - и тысячи выступающих, и лошади скакали, разве что танки не ездили. Для обслуживания таких мероприятий требовались хорошее техническое оснащение, слаженная работа команды и четкий контроль.
Когда стали приезжать эстрадные коллективы, многим не хватало имеющегося технического обеспечения, приходилось что-то докупать. Так, со временем появилась своя техника, которая менялась, улучшалась. Сейчас уже у нас огромный склад техники на любой случай жизни.
Потом увеличилось количество заказов, появились договора, оплаты. Возникла необходимость основать компанию. Узнаваемый лейбл понадобился, чтобы упростить работу - моих ребят в фирменных футболках пропускают на сцену и за сцену.
Очень важно уметь подбирать людей. Моя команда собиралась годами, есть те, с кем я работаю больше 20 лет. В бригаде из двадцати человек десять - звукорежиссеры с высшим образованием.
В основном, ко мне приходят молодые ребята. Те, кому интересно, остаются, растут, а с теми, кому эта работа неинтересна, у нас просто не складывается.
Чтобы научиться плавать, надо просто поплыть. Выплывешь - молодец, не выплывешь - поможем. У меня такая система работы.
Имеет значение и уровень оплаты - важно, чтобы твои сотрудники имели возможность содержать себя и свою семью.
Многие, кто работал со мной, разъехались по разным континентам, все сейчас работают звукорежиссерами. Когда приходили устраиваться на работу и говорили, что раньше работали в Iosis, к ним относились по другому... Значит, и фамилия, и лейбл сами по себе уже работают.
«Слышно» и «звучит» - это разные понятия. У нас есть серьезная конкуренция, но я не могу назвать ее честной в плане качества. Люди всегда хотят подешевле, и есть те, кто им это предлагает. Для многих «хорошо» и «громко» - слова-синонимы.
Мы всегда предоставляем одинаковое качество звука, вне зависимости от цены и статуса мероприятия. Туда, куда другие везут четыре колонки, я отправлю двенадцать. Еще не было человека, который бы со мной не договорился. Я могу сделать скидку, могу даже подарок сделать.
Я не чувствую «звездности» тех, с кем мы работаем, и это помогает мне быть со всеми на равных. Все артисты разные: некоторые простые, человечные, а есть проблемные - приезжают, все сразу не нравится.
У меня есть поговорка: кто крутит ручки, тот и прав. Мои отношения со всеми складываются хорошо. Они приспосабливаются ко мне, я всегда максимально иду навстречу. Иногда бывает, что молодой артист, который участвует в большом сборном концерте, начинает требовать для себя особых условий, которых не требуют даже мэтры. В такой ситуации я могу как-то аккуратно, в мягкой форме, без публики немного осадить и, в результате, найти общий язык.
Мания величия - это не про меня. Многим, кто меня не знает, кажется, что я страшный и ужасный, что ко мне не подступиться. На самом деле, я достаточно простой и открытый человек.
Моя задача - сделать так, чтобы исполнителю было комфортно, добиться качественного звучания на сцене. Если артист себя не слышит или ему не нравится, как он «звучит», весь концерт не заладится. Если же человеку хорошо - он сумеет отдать весь талант людям. Это одна из главных задач звукорежиссера.
Тут не надо стесняться того, что мы все же «обслуживающий персонал». Раз меня наняли - какие могут быть вопросы.
На сцену хочется. С кем я только не играю во сне! Достаточно один раз попасть на сцену, увидеть, как открывается занавес, и из зала на тебя смотрит 20 тысяч человек, и этих эмоций будет не хватать всю оставшуюся жизнь. Инструмент в руки беру каждый день, дома для себя, чтоб никто не видел и не слышал. Есть люди, которые играют гораздо лучше, чем я. Всегда так было, это нормально.
Сегодня фонограмма стала легкой возможностью выйти на сцену. Благодаря работе аранжировщика, звукорежиссера и компьютерных технологий легко создать такой «шедевр», что в результате человек будет восхищаться собственными «способностями». Я себя уже много лет ловлю на том, что не слышу кто и что поет, только как - это издержки профессии. На концерты вообще не хожу.
Безусловно, музыка - это отражение времени.
Мерило качественной музыки - это люди, которые ходят на исполнителя или нет.
Можно быть хорошим исполнителем, но тебя не будут слушать. А есть абсолютные «пустышки», которых слушают миллионы. Если артист пользуется популярностью - все остальное абсолютно неважно. Я не возьмусь судить что хорошо, а что плохо. Я могу сказать, мне нравится или нет.
Iosis Rock Fest продолжает существовать, но уже не так масштабно, как начинался. Несколько лет подряд мы приглашали исполнителей из России, Америки, Европы, но сегодня стало очень дорого приглашать иностранных артистов.
Я никогда не преследовал на своем фестивале коммерческую сторону. С финансовой точки зрения это был заведомо проигрышное мероприятие.
Со времен первого фестиваля количество групп, которые занимаются музыкой для себя, практически не уменьшилось. Мое дело дать таким ребятам возможность выступать на хорошем уровне.
Будьте в курсе всех событий города с Ботом MyDroid
Комментарии 0